Умение выделять гласный звук в слове — это не простая задача для дошкольников.
Для этого необходимо развивать фонематическое восприятие и правильное звукопроизношение. Одним из средств развития и коррекции речи дошкольников являются зрительные символы гласных и согласных звуков. Автором оригинальной символики, позволяющей наиболее эффективно готовить детей к усвоению чтения и письма, является московский логопед-практик Т.А. Ткаченко.
Формирование навыков звукового анализа, то есть операции мысленного расчленения на составные элементы различных звукокомплексов, начинается с гласных звуков, так как их проще воспринять, выделить, отдифференцировать в словах, чем согласные. Обращая внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука, необходимо соотнести каждую артикулему со знакомыми детьми геометрическими формами. Звук У мы обозначаем маленьким кружком, звук А — большим, И — горизонтальной полоской или прямоугольником, О — овалом вытянутым по вертикали. В учебно- методических пособиях Т.Ю Бардышевой, Е.Н. Моносовой предлагается обозначить звук Э — половинкой круга, Ы — нижней половинкой овала. Такие ассоциации легко и быстро запоминаются малышам.
В МБДОУ «Детский сад №15 «Сказка» второй год функционирует комбинированная группа для детей с ОВЗ, имеющие тяжелые нарушения речи. На протяжении учебного года учителем — логопедом Сергеевой Н.А. велась коррекционно-развивающая работа по усвоению звуков родного языка. С целью промежуточной диагностики детям была предложена развивающая игра «Найди картинку» чебоксарского учителя-логопеда И, И. Волковой «Звуки А—О-У-И». В ходе игры малыши задавали друг другу вопросы «Кто это?», «Что это?» и отвечали на них. Закрепляли умение подбирать местоимения «мой», «моя», «мои»; определять первый звук в слове, находить гласный звук в середине и подбирать соответствующий символ.
Применение зрительных символов гласных звуков позволяет добиться стойких, быстрых, осознанных навыков звукового анализа. Таким образом, комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, кинестетических) многократно усиливает фонематические представления детей дошкольного возраста.
Сергеева Н.А., учитель-логопед