Психологические рекомендации
Первый раз в детский сад. Как помочь малышу быстрее привыкнуть к детскому саду.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.
Адаптация – от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях (физиологическом, социальном, психологическом). Адаптивные возможности ребенка ограничены, поэтому приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита и может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Как будет проходить адаптация ребенка зависит от его состояния здоровья, возраста, уровня развития, умения общаться со взрослыми и сверстниками, играть, бытовых навыков, приближенности домашнего режима к режиму ДОУ.
Как должен быть подготовлен ваш ребенок к периоду адаптации:
1.У ребенка по возможности должны быть сформированы культурно – гигиенические навыки:
- Самостоятельно есть разнообразную пищу;
- Своевременно сообщать о своих потребностях – проситься в туалет, или на горшок;
- Мыть руки при помощи взрослых, пользоваться полотенцем, носовым платком.
2.Перед поступлением в детский сад домашний режим вашего ребенка целесообразно приблизить к режиму детского учреждения.
3.С персоналом группы, куда пойдет ваш малыш, вам необходимо познакомиться заранее, рассказать о его привычках, особенностях поведения.
Непосредственно в период адаптации очень важно соблюдать следующие рекомендации:
— Устройство ребенка в детское учреждение лучше проводить во время вашего отпуска, т.к. в течение первой недели он должен проводить в детском саду не более двух – трех часов.
— В период приспособления к новым условиям нужно тщательно наблюдать за изменениями в состоянии здоровья ребенка и своевременно сообщать о них работникам детского сада.
— При появлениях первых признаков заболевания необходимо ребенка оставить дома и вызвать врача.
— В период адаптации ребенок особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним. Будьте внимательны к малышу, заботливы и терпеливы.
Как облегчить ребенку адаптацию в детском саду:
— Научитесь прощаться с ребенком быстро, давая понять ему, что вы уверены в нем и его умении справиться с собой. Не затягивайте процесс расставания, ребенок почувствует ваше беспокойство за него.
— Придумайте и отрепетируйте несколько способов прощания (воздушный поцелуй, обнимание, поглаживание). Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду (режимные моменты, новые занятия, друзья). Не проявляйте беспокойство.
— Никогда не пытайтесь ускользнуть незаметно от ребенка, если хотите, чтобы он вам доверял.
— Разрешите взять в детский сад ребенку его любимую игрушку, лучше, если она будет хорошо мыться.
— Не обещайте покупать ребенку игрушки за согласие остаться в детском саду. Четко дайте ребенку понять, что в сад ему придется ходить. Если вы хоть раз ребенку уступите, то в дальнейшем вам будет гораздо сложнее справиться с его слезами и капризами.
— Привлеките воспитателя, вам нужен человек, который радушно бы встретил вашего ребенка.
— Помогите ребенку разобраться в игрушках: используйте показ действий с ними, сюжетный показ, совместные действия, вовлекайте ребенка в совместную игру. Развивайте подражательность в действиях ребенка: «полетаем, как воробушки, попрыгаем, как зайчики».
— Учите обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
-Приучайте ребенка к самообслуживанию, поощряйте попытки самостоятельных действий.
— После детского сада погуляйте с ребенком в парке, или на детской площадке.
— Не перегружайте ребенка впечатлениями, не принимайте гостей и на время прекратите походы в цирк, гости, сократите просмотр телевизионных передач.
— Оставайтесь спокойным, не впадайте в ярость от непослушания ребенка.
— Читайте ребенку сказки, пойте песенки, это лучше всего формирует у ребенка способность к чистому речевому произношению.
— Не удивляйтесь, что вы справились с проблемой, но она опять возникла после продолжительных выходных или болезни. Помните, что в страхе расставания нет ничего плохого, это лишь свидетельство того, что между вами и ребенком существует тесная связь.
Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.
Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.
Адаптационный период считается законченным, если:
-ребенок ест с аппетитом;
-быстро засыпает, вовремя просыпается;
-эмоционально общается с окружающими;
-играет.
Таким образом, в период адаптации к детскому саду родителям необходимо так организовать жизнь ребенка, чтобы процесс привыкания к новым условиям прошел безболезненно.
Условия уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни,
т. е. четкое соблюдение режима.
Ребенок справится с изменениями в его жизни!
Задача родителей в это время – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми, радоваться при встрече с ним, обнимать как можно чаще, говорить приветливые фразы:
«мы по тебе соскучились», «нам хорошо с тобой».